Локальный поиск — это не только эффективный способ продвижения малого и среднего бизнеса местного значения, но и зачастую единственно возможный. В борьбе с крупными сетями, агрегаторами и маркетплейсами победить крайне трудно. Да и ввязываться в битву иногда смысла нет — разумнее выйти в ближний бой с такими же местными представителями бизнеса.
Локальное SEO — это стратегия поискового маркетинга, которая позволяет выйти на верхние позиции в выдаче по запросам, в которых содержится название города, района, улицы или если указано местоположение пользователя.
Сюда же попадают запросы, которые содержат слова "рядом", "ближайший" и т.п. Исходя из статистики Google не менее 76% тех, кто совершал поиск товаров или услуг «поблизости», посещают выбранное место в течение суток. И 30% из них совершают покупку!
Понятие «Local search» в Яндексе не используется, однако работает не хуже, чем в Google. Для того, чтобы аудитория могла найти вас «рядом», нужно зарегистрироваться в Яндекс Справочнике. Для Google Карт — это сервис Google Мой Бизнес. Также, нужно быть представленными во всем известном справочнике организаций — 2GIS, он занимает 3-е место в нише по популярности среди пользователей рунета.
Это стартовый, минимальный список важнейших справочных сервисов. Сотни других каталогов и справочников также открыты для наполнения. Чем больше вы представите себя в сети, тем будет проще потенциальному клиенту найти вас.
Основные факторы ранжирования в локальной выдаче примерно идентичны для Яндекс и Google. Подробно разбирать отличия в этой статье не станем, так как для нас сейчас важны только основные, общие принципы:
На примере нашего клиента, представителя локального бизнеса со специфической нишей, расскажем о том, как увеличить посещаемость офлайн торговых точек с помощью местного продвижения.
Весной 2020 года по рекомендации нашего клиента, обратился владелец сети пивных магазинов и баров в Москве. Для того, чтобы охватить больше аудитории он взял курс на позиционирование в интернете. Сайта еще не было, как и конкретных представлений о том, что можно получить от ведения онлайн-бизнеса.
Как известно, в интернете реклама алкогольных напитков и всего, что имеет к этому отношение — ограничена. Кроме того, конкурировать с большими сетями или агрегаторами смысла не было, нам нужно зацепить целевую аудиторию — именно тех, кто находится поблизости. В связи с этим мы предложили клиенту стратегию локального продвижения.
Спрос в поисковой выдаче:
Фрагмент отчета из Яндекс.Wordstat
Разработка сайта и его базовая оптимизация под поисковые системы стала нашей первой задачей. 24 апреля 2020 года мы зарегистрировали доменное имя https://pivnovmsk.ru/ и прикрепили к разработанному проекту. Настроили файлы «robots.txt», sitemap.xml, 404 страницу, заголовки, мета теги.
Уже в первый месяц продвижения сайт успел пробиться в ТОП по некоторым коммерческим запросам, например «магазин живого пива», «магазин пива сайт», «магазин бар пиво».
Фрагмент поисковой выдачи
Но наша цель - продвигаться именно в локальной выдаче. Для этого регистрируем организацию в справочниках, чтобы появиться в блоке на карте в поисковой выдаче, в самих картах и в ответ на геозависимые запросы.
Подробную процедуру добавления в каталоги Яндекс, Google и 2GIS. расписывать не будем, там сложностей возникнуть не должно, все понятно интуитивно. Главное — добавить максимум информации и не допустить роковых ошибок в адресе и контактах. А вот на том, как настроить сетевую организацию — остановимся подробнее.
Создание филиалов в Яндекс
В связи тем, что клиент имеет целую сеть магазинов и баров, необходимо отразить тоже самое в справочниках. Для этого мы будем настраивать филиальную сеть. Если все отделения объединены, это создает дополнительное удобство для пользователей и увеличивает вероятность посещения заведения. Клиент может сразу увидеть все точки компании на карте и выбрать наиболее удобный для себя вариант.
Фрагмент из сервиса Яндекс.Карты
В сниппете появится ссылка на все филиалы на карте:
Фрагмент поисковой выдачи
Также, при настройке приоритетного размещения в Яндекс картах, удобнее оплачивать рекламу за все магазины разом, а не за каждый в отдельности. Но об этом чуть позже.
Вот, что говорят о филиалах в Яндексе:
Фрагмент поисковой выдачи
Для того, чтобы создать филиальную сеть, нужно убедиться, что все отделения обладают общими свойствами:
После добавления магазинов и баров в Справочник, находим кнопку «Связать филиалы в сеть»:
Фрагмент сервиса Яндекс.Карты
Заполняем все необходимые поля: единое название, сайт, телефоны, тематика. После добавления данных, на указанный вами адрес поступит уведомление. Новая сеть должна появиться в течение двух суток.
В течение дня мы получили первое письмо:
Фрагмент переписки с поддержкой Яндекс
Через сутки пришло письмо о создании сети:
Фрагмент переписки с поддержкой Яндекс
Теперь нам нужно подтвердить права на созданную сеть. Через поиск Справочника находим сеть и нажимаем на нее. Будет указано «название+сеть»:
Фрагмент Яндекс.Бизнес
Находим кнопку подтверждения:
Фрагмент Яндекс.Бизнес
Теперь все отделения окажутся на карте.
Для создания филиальной сети в Google Мой Бизнес необходимо:
Для удобства можно скачать наш шаблон с необходимыми столбцами.
Фрагмент Google Мой Бизнес
После импорта файл проходит верификацию в Google.
Может случиться и так, что полностью легитимный файл проверку не пройдет, как это произошло у нас. Причина — нет достаточных данных о компании в интернете. Получается, что наличие сайта и присутствие в Яндекс Справочнике — еще недостаточное основание для того, чтобы доказать реальность своего существования. Неужели мы не сможем добавить филиалы в Google Карты?
После переписки с представителями Google, нам порекомендовали отказаться от массового подтверждения в пользу подтверждения каждого филиала отдельно.
Фрагмент переписки с поддержкой Google
Google коды по почте России так и не пришли, мы приступили к подтверждению каждого филиала вручную через техподдержку https://support.google.com/business/gethelp.
Так как мы отправляли заявки с корпоративной почты агентства, на почту клиента с доменным именем сайта пришло письмо на которое необходимо было ответить: «Я подтверждаю, что данный пользователь уполномочен представлять интересы нашей компании, ссылочный номер заявки ХХХХХХ»
Могут запросить информацию о проблеме повторно:
Фрагмент переписки с поддержкой Google
Могут запросить дополнительную информацию:
Фрагмент переписки с поддержкой Google
В некоторых случаях могут позвонить на указанный в заявке номер:
Звонок от Google
Могут запросить видео подтверждение:
Фрагмент переписки с поддержкой Google
В итоге подтвердят:
Фрагмент переписки с поддержкой Google
Или откажут в подтверждении:
Фрагмент переписки с поддержкой Google
Рассматривать заявку на ручное подтверждение прав могут как неделю, так и больше месяца. Для ускорения процедуры и повышения вероятности хорошего исхода, важно не забывать указывать номера прошлых удачных запросов:
Фрагмент Google Мой Бизнес
Массово добавить карточки организаций нельзя, поэтому сначала нужно создать каждую отдельно. После этого, подтверждаем на них права и пишем в саппорт:
В письме саппорту необходимо указать ссылки на каждый филиал в 2gis.
Через 2 дня мы получили ответ на почту:
Фрагмент переписки с 2GIS
Еще через пару дней в личном кабинете 2gis появились все филиалы.
После того как филиальная сеть настроена, нужно донастроить профили.
Здесь также остановимся только на особенно важных нюансах:
1. Необходимо указать расположение входа в организацию:
Фрагмент отчета
2. В Яндекс и Google включить опцию бронирования. В 2gis её можно настроить при подключении рекламы.
Фрагмент поисковой выдачи
3. Включить опцию «Меню», если актуально. В Яндекс — это Товары и услуги.
Фрагмент Яндекс.Карты
Фрагмент Яндекс.Карты
4. Дополнительные сведения. Например:
Фрагмент Яндекс.Карты
Фрагмент Google.Карты
5. Добавить много фотографий. Согласно исследованию BrightLocal, количество фотографий в профиле организации в Google Мой Бизнес напрямую влияет на позиции в локальной выдаче.
Фрагмент исследования BrightLocal
После того, как профили настроены, филиалы добавлены, можно подключить рекламу прямо в справочниках.
Реклама в Яндекс Картах.
На момент публикации, по условиям Яндекса реклама подключается минимум на 3 месяца. Стоимость рассчитывается автоматически. Подробнее в справке: https://yandex.ru/legal/directory_conditions/.
Важно настроить:
Фрагмент Яндекс.Карты
2. текстовое объявление;
Фрагмент Яндекс.Карты
3. витрину товаров (в нашем случае, клиент не дал информацию, поэтому не настраивали);
4. акцию. Мы не стали ее размещать. Стоимость напитка и без спец условий привлекательная, а дополнительной акции клиент в момент настройки не проводил. На карте цена вместо акции смотрится вот так:
Фрагмент Яндекс.Карты
Так мы отображаемся в выдаче:
Фрагмент Яндекс.Карты
Также, Яндекс предлагает дополнительные опции:
1) подменный номер;
2) партнерские ссылки;
3) кнопка действия (например «заказать доставку»). В нашем случае не актуально, так как активирована функция бронирования;
4) витрина товаров и услуг.
Реклама в Google Мой Бизнес.
Google предлагает рекламу как дополнительное расширение к основному объявлению. Можно узнать подробнее здесь: https://support.google.com/google-ads/answer/2404182?hl=ru
Мы не смогли воспользоваться этим предложением в связи с ограничениями в законодательстве по рекламе алкогольной продукции. Но вам очень рекомендуем, если тематика позволяет.
Реклама в 2GIS.
По запуску рекламы необходимо написать в поддержку https://reklama.2gis.ru/rostovna-donu. К вам прикрепят личного менеджера и отправят коммерческое предложение. Условия похожи на те, которые предлагает Яндекс: минимальный срок размещения 3 месяца и схожая стоимость (не менее 40 000 рублей в месяц).
Наш клиент решил рекламировать свои пивные бары в Яндекс Справочнике.
Исследование факторов ранжирования в локальной выдаче от Moz указывает на то, что отзывы — это важнейший фактор, влияющий на распределение результатов в локальном поиске, на ряду с релевантностью профиля и расстоянием.
У нашей организации, на момент начала продвижения, не было никакой репутации в сети. Поэтому, нужно было активно собирать отзывы, оценки и размещать в сети. Для этого, мы специально для клиента и его сотрудников разработали инструкцию по работе с репутацией.
В ней мы указали:
1. Свои предложения по стимулированию отзывов от клиентов. Например:
Визитка Яндекс
2. Предоставили клиенту ссылки на отправку отзывов для каждого филиала и каждой площадки (Яндекс Карты, GMB, 2GIS).
3. Написали рекомендации о том, как нельзя отвечать на негативные отзывы:
Плохой ответ на отзыв
и как рекомендуется:
Хороший ответ на отзыв
Наш специалист по работе с репутацией проводил постоянный мониторинг отзывов для оперативного реагирования на них.
Фрагмент отчета
Результаты Яндекс
Статистика по барам в Яндекс (с приоритетным размещением):
Виден значительный рост показателей по действиям:
Фрагмент отчета
Фрагмент отчета
Переходы на сайт из Яндекс Карт
Фрагмент отчета
Результаты в Google Мой Бизнес
Фрагмент отчета
Результаты 2GIS
Показы выросли более чем в 3 раза с момента регистрации в справочнике
Фрагмент отчета
Переходы на сайт из 2GIS
Фрагмент отчета
Продвижение в локальной выдаче оказало действительно мощный эффект на посещаемость баров и магазинов клиента. По его словам, новые клиенты появились уже в первые дни размещения в справочниках.
Заметки, которые мы можем подчеркнуть в результате проделанных работ на текущий момент:
Любая организация, которая предоставляет услуги офлайн - обязательно должна быть зарегистрирована на картах и в популярных каталогах организаций. Вас обязательно будут искать в поиске и на картах. Также, важно следить за репутацией в сети. Будьте онлайн и не теряйте возможность стать №1 для потенциального клиента!